Действие обеспыливающего реагента
Добыча и транспортировка угля как сыпучего груза сопровождаются двумя основными проблемами: смерзание и пыление. Отдельной проблемой, связанной с транспортированием горных материалов, является содержание грунтовых дорог в местах добычи полезных ископаемых. Для каждой из этих проблем есть эффективные и недорогие решения.
ООО «ТоргХимРесурс» предлагает продукты и решения на основе применения эффективных пылеподавляющих и антисмерзающих реагентов . Данные решения вошли в список Наилучших Доступных технологий Информационно-технологического справочника ИТС-46 НДТ в области горной добычи, транспортировки и хранения угля и рудных материалов.
Смерзание при перевозке
«Правилами перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте», утверждёнными Приказом Министерства путей сообщения РФ от 05.04.1999 № 20Ц, предусматривается, что до предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, установленных ГОСТами, техническими условиями на продукцию.
Грузоотправитель обязан принять дополнительные меры к предотвращению смерзания груза и его примерзания к стенкам полувагона в процессе его транспортировки.
Правилами предусматриваются несколько вариантов подготовки смерзающихся грузов к отправке:
- предварительная сушка насыпных грузов до безопасной влажности;
- предварительное промораживание увлажнённых грузов до их погрузки;
- равномерная обработка груза в массе, а также дна и стенок полувагонов профилактическими средствами различной природы;
- пересыпка груза разнообразными инертными материалами, например, древесными опилками.
Для горных пород, перевозимых открытым способом, эффективным является нанесение реагентов на внутреннюю поверхность вагонов, а также обработка ими самого груза.
Если этого не делать, у грузополучателей возникают дополнительные издержки по обеспечению выгрузки смёрзшегося груза. Это и использование так называемых тепляков, и затратная механическая выгрузка с ручной очисткой внутренней поверхности полувагона, и дополнительные затраты, связанные с вынужденным простоем подвижного состава.
ООО «ТоргХимРесурс» реализует специализированные продукты для борьбы со смерзанием угля и других рудных материалов. Составы против смерзания на основе специально разработанного реагента выгодно отличаются от других аналогичных средств, в том числе от реагентов нефтяного происхождения, так как не огнеопасны, не создают токсичных паров и намного дешевле.
Реагент имеет низкую точку замерзания. Наибольшей эффективностью для обработки против смерзания обладает раствор концентрацией 29-30% и плотностью 1,287-1,294 г/см3. При этой концентрации реагент обладает наиболее низкой температурой кристаллизации до -51°С.
Составы на основе, а также разработанный и выведенный на рынок в прошлом году усовершенствованный обеспыливающий и антисмерзающий реагент, многокомпонентная смесь солей с ингибитором коррозии и ПАВ, характеризуются малой коррозионной активностью в сравнении с аналогичными растворами других солей.
ООО «ТоргХимРесурс» поставляет потребителям из горнодобывающей отрасли такие усовершенствованные материалы для борьбы со смерзанием угля и рудных материалов.
Составы против смерзания выпускаются в форме гранул, что существенно снижает затраты на транспортировку к месту использования. Имея широкую сеть партнеров в регионах,ООО «ТоргХимРесурс» организовывает приготовление готовых к использованию жидких рабочих растворов и своевременную доставку до места применения.
Пыление при погрузке и перевозке
Вторая проблема, всегда возникающая при перевозке сыпучих материалов открытым способом, это пыление. Считается, что с пылью может рассеиваться до 4 % перевозимого угля. Если это так, по дороге к потребителю рассеивается вплоть до 1 вагона из каждых 25. Это не только огромные прямые потери, также это огромный экологический ущерб, риск здоровью людей по всему маршруту от мест добычи, хранения и перевалки угля.
Наиболее интенсивным пылением сопровождается перевалка открытым способом с применением грейферной погрузки, движения транспортной техники по технологическим дорогам в местах добычи угля, в местах выгрузки и хранения, на обогатительных фабриках. Также сильно пылят места хранения угля насыпью, штабели угля, но в отличие от перевозки, пыление тут происходит постоянно.
Любые операции с сыпучими грузами без специальных мероприятий по снижению пыления однозначно приводят к тому, что пыль оседает на прилегающей территории, вредит природе и создаёт угрозу здоровью людей.
Нарушение технологий, условий перевалки приводит к загрязнению атмосферного воздуха и нарушению экологических и санитарных норм. По закону, организации, осуществляющие транспортировку, перевалку и хранение пылящих грузов, обязаны осуществлять мероприятия по снижению пыления.
Способов борьбы с пылением сыпучих грузов, есть не много. Конечно, самое важное — это организационные мероприятия, направленные на оптимизацию погрузочно-разгрузочных работ: рациональное размещение оборудования и мест разгрузки-погрузки, оптимизация режимов работ и пр.
Очень эффективны также меры изоляции мест интенсивного пыления — создание различных ограждений, размещение технологических узлов в крытых помещениях, организация ветрозащитных экранов и др.
Но самым эффективным и едва ли не самым популярным способом борьбы с пылью является увлажнение сыпучих материалов, в том числе и угля в процессе погрузки и во время его хранения. Это может производиться путем орошения или создания завесы из водяного тумана.
Технологически системы орошения могут размещаться как на самом погрузочном оборудовании, например, на портальных кранах или стакерах-реклаймерах, так и иметь мобильное исполнение — различные передвижные распылительные, туманообразующие и аспирационные установки.
Эффективным является закрепление пылящих поверхностей с помощью различных реагентов — места хранения грузов обрабатываются специальными составами, создающими устойчивую к ветру поверхностную плёнку. Но операцию нужно повторять при каждой перегрузке.
Недостатками метода увлажнения водой является невозможность его применения при отрицательных температурах, тогда как в России около 70% угольных терминалов работают в условиях длительного периода отрицательных температур.
Понятно, что даже недолгая остановка подачи воды на морозе приводит к остановке и повреждению дождевального оборудования. Другая проблема — это быстрое высыхание. При длительной перевозке вода из груза испаряется, и масса опять начинает пылить.
Для подавления пыли ООО «ТоргХимРесурс» предлагает решения на основе продукта с улучшенными рабочими характеристиками с помощью специализированных функциональных добавок. Связывая мелкие частицы, такие составы создают на поверхности груза достаточно прочную ветроустойчивую плёнку, длительное время сохраняют обработанную поверхность в увлажнённом состоянии и препятствуют пылению.
Обладая повышенной гигроскопичностью, реагенты после обработки груза абсорбируют влагу даже из воздуха, поддерживая поверхность влажной. Поэтому эффект такой обработки намного дольше по сравнению с обработкой обычной водой. Однократной обработки достаточно на весь маршрут до конечного потребителя.
Технологически процесс использования составов не отличается от увлажнения пылящего груза водой. Для пылеподавления используется растворённый в воде с плотностью 1,25-1,26 г/см3.
Приготовленное средство распыляется на пылящий материал с использованием любого оборудования. Для обработки 1 м2 пылящей поверхности достаточно примерно 0,2-0,4 кг твёрдого реагента в виде раствора.
При этом даже однократного применения препаратов в начале транспортного пути достаточно, чтобы снять проблемы на всем пути до потребителя.
Дороги на карьерах и горных выработках
Ещё одна проблема, с которой часто встречаются в местах разработки полезных ископаемых, это подавление пыли на технологических дорогах разрезов и карьеров, грунтовых и временных дорогах, используемых при разработке полезных ископаемых.
Давно и успешно применяется технология подавления пыли с использованием растворов . Применение этой технологии входит в технологические регламенты по содержанию и эксплуатации на технологических дорогах в местах добычи полезных ископаемых и на дорогах общего пользования с переходным типом дорожных покрытий (песчаногравийные, щебёночные дороги).
Примером могут служить технологические площадки предприятий горнодобывающей промышленности, а также широкая сеть дорог в Архангельской области, Ленинградской области и в Республике Саха/Якутия.
А с 2016 года предложенная технология пылеподавления ООО «ТоргХимРесурс» успешно применяется на внутрипромысловых дорогах нефтедобывающих и угледобывающих предприятий Республики Казахстан и Кемеровской области. Данные проекты являются хорошим образцом эффективности решений ООО «ТоргХимРесурс».
Таким образом, как в чистом виде, так и с добавлением антикоррозионных добавок, позволяют эффективно решать проблемы, возникающие при добыче и транспортировке угля, такие как смерзание, примерзание к стенкам вагонов и пыление.