28.09.2020

Действие обеспыливающего реагента

добыча угля

Добыча и транспортировка угля как сыпучего груза сопровождаются двумя основными проблемами: смер­зание и пыление. Отдельной проблемой, связанной с транспортированием горных материалов, является содержание грунтовых дорог в местах добычи полезных ископаемых. Для каждой из этих проблем есть эффективные и недорогие решения.

ООО «МивасТх» предлагает продукты и решения на основе применения эффективных пылеподавляющих и антисмерзающих реагентов . Данные решения вошли в список Наилучших Доступных технологий Информационно-технологического справочника ИТС-46 НДТ в области горной добычи, транспортировки и хранения угля и рудных материалов.

Смерзание при перевозке

«Правилами перевозок смерзающихся грузов на же­лезнодорожном транспорте», утверждёнными Приказом Министерства путей сообщения РФ от 05.04.1999 № 20Ц, предусматривается, что до предъявления к перевозке гру­зов, подверженных смерзанию, грузоотправитель дол­жен принять меры к уменьшению их влажности до безо­пасных в отношении смерзания пределов, установленных ГОСТами, техническими условиями на продукцию.

Грузоотправитель обязан при­нять дополнительные меры к предотвращению смерза­ния груза и его примерзания к стенкам полувагона в про­цессе его транспортировки.

Правилами предусматриваются несколько вариантов подготовки смерзающихся грузов к отправке:

  • предварительная сушка насыпных грузов до бе­зопасной влажности;
  • предварительное промораживание увлажнённых грузов до их погрузки;
  • равномерная обработка груза в массе, а также дна и стенок полувагонов профилак­тическими средствами различной природы;
  • пересыпка груза разнообразными инертными материалами, например, древесными опилками.

Для горных пород, перевозимых открытым способом, эффективным является нанесение реагентов на внутреннюю поверхность вагонов, а также обработка ими самого груза.

Если этого не делать, у грузополучате­лей возникают дополнительные издержки по обеспечению вы­грузки смёрзшегося груза.  Это и использование так называемых тепляков, и затратная меха­ническая выгрузка с ручной очисткой внутренней поверхности полувагона, и дополнительные затраты, связанные с вынужденным про­стоем подвижного состава.

ООО «МивасТх» производит специализированные продукты для борьбы со смерзанием угля и других рудных материалов. Составы против смерзания на основе специально разработанного реагента выгодно отличаются от других аналогичных средств, в том числе от реагентов нефтяного происхождения, так как не огнеопасны, не создают токсичных паров и намного дешевле.

Реагент имеет низкую точку замерзания. Наибольшей эффективностью для обработки против смер­зания обладает раствор  концентра­цией 29-30% и плотностью 1,287-1,294 г/см3. При этой кон­центрации реагент обладает наиболее низкой температу­рой кристаллизации до -51°С.

Составы на основе, а также разработанный и выведенный на рынок в прошлом году усовершенствованный обеспыливающий и антисмерзающий реагент, многокомпонентная смесь солей с ингибитором коррозии и ПАВ, характеризуются малой коррозионной активностью в сравнении с аналогичными растворами других солей.

ООО «МивасТх» поставляет потребителям из горнодобывающей отрасли такие усовершенствованные материалы для борьбы со смерзанием угля и рудных материалов.

Составы против смерзания выпускаются в форме гранул, что суще­ственно снижает затраты на транспортировку к месту ис­пользования. Имея широкую сеть партнеров в регионах, ООО «МивасТх» организовывает приготовление готовых к использованию жидких рабочих растворов и своевременную доставку до места применения.

Пыление при погрузке и перевозке

Вторая проблема, всегда возникающая при перевозке сыпучих материалов открытым способом, это пыление. Считается, что с пылью может рассеиваться до 4 % перевозимого угля. Если это так, по дороге к потребителю рассеивается вплоть до 1 вагона из каждых 25. Это не только огромные прямые потери, также это огромный экологический ущерб, риск здоровью людей по всему маршруту от мест добычи, хранения и перевалки угля.

Наиболее интенсивным пылением сопровождается пе­ревалка открытым способом с применением грейферной погрузки, дви­жения транспортной техники по технологическим доро­гам в местах добычи угля, в местах выгрузки и хранения, на обогатительных фабриках. Также сильно пылят места хранения угля насыпью, штабели угля, но в отличие от перевозки, пыление тут происходит постоянно.

вагоны с углем

Любые операции с сыпучими грузами без спе­циальных мероприятий по снижению пыления однознач­но приводят к тому, что пыль оседает на при­легающей территории, вредит природе и создаёт угрозу здоровью людей.

На­рушение технологий, условий перевалки приводит к загрязнению атмосферного воздуха и нару­шению экологических и санитарных норм. По закону, организации, осуществляющие транспортировку, перевалку и хра­нение пылящих грузов, обязаны осуществлять мероприятия по снижению пыления.

Способов борьбы с пылением сыпучих грузов, есть не много. Конечно, самое важное — это организационные ме­роприятия, направленные на оптимизацию погрузочно-разгрузочных работ: рациональное размещение обору­дования и мест разгрузки-погрузки, оптимизация режи­мов работ и пр.

Очень эффективны также меры изоляции мест интенсивного пыления — создание раз­личных ограждений, размещение технологических узлов в крытых помещениях, организация ветрозащитных экранов и др.

Но самым эффективным и едва ли не самым по­пулярным способом борьбы с пылью является увлаж­нение сыпучих материалов, в том числе и угля в про­цессе погрузки и во время его хранения. Это может про­изводиться путем орошения или создания завесы из во­дяного тумана.

Технологиче­ски системы орошения могут размещаться как на самом по­грузочном оборудовании, на­пример, на портальных кра­нах или стакерах-реклаймерах, так и иметь мобильное исполнение — различные пе­редвижные распылительные, туманообразующие и аспирационные уста­новки.

Эффективным является закрепление пылящих поверхностей с помощью раз­личных реагентов — места хранения грузов обрабатываются специальными составами, создающими устойчи­вую к ветру поверхностную плёнку. Но операцию нужно повторять при каждой перегрузке.

Недостат­ками метода увлажнения водой является невозможность его применения при отрицательных температурах, тогда как в России около 70% угольных терминалов работают в условиях длительного периода отрицательных температур.

Понятно, что даже недолгая остановка подачи воды на морозе приводит к остановке и повреждению дождевального оборудования.  Другая проблема — это быстрое высыхание. При длительной перевозке вода из груза испаряется, и масса опять начинает пылить.

орошение технологических дорог

Для подавления пыли ООО «МивасТх» предлагает решения на основе продукта с улучшенными рабочими характеристиками с помощью специализированных функциональных добавок. Связывая мелкие частицы, такие составы создают на поверхности груза достаточно прочную ветроустойчивую плёнку, длительное время сохраняют обработанную поверхность в увлажнённом состоянии и препятствуют пылению.

Обладая повышен­ной гигроскопичностью, реагенты после обра­ботки груза абсорбируют влагу даже из воздуха, поддерживая поверхность влажной. Поэтому эффект такой обработки намного дольше по сравнению с обработкой обычной водой. Однократной обработки достаточно на весь маршрут до конечного потребителя.

Технологически процесс использования составов  не отличается от увлажнения пылящего груза водой. Для пылеподавления используется растворённый в воде с плотностью 1,25-1,26 г/см3.

Приготовленное средство рас­пыляется на пылящий материал с использо­ванием любого оборудования. Для обработки 1 м2 пылящей поверхности достаточно примерно 0,2-0,4 кг твёрдого реагента в виде раствора.

При этом даже однократного применения препаратов в начале транспортного пути достаточно, чтобы снять проблемы на всем пути до потребителя.

Дороги на карьерах и горных выработках

Ещё одна проблема, с которой часто встречаются в местах разработки полезных ископаемых, это подавление пыли на технологических дорогах разрезов и карьеров, грунтовых и временных дорогах, используемых при разработке полезных ископаемых.

Давно и успешно применяется технология подавления пыли с использованием растворов . Применение этой технологии входит в технологические регламенты по содержанию и эксплуатации на технологических дорогах в местах добычи полезных ископаемых и на дорогах общего пользования с переходным типом дорожных покрытий (песчаногравийные, щебёночные дороги).

Примером могут служить технологические площадки предприятий горнодобывающей промышленности, а также широкая сеть дорог в Архангельской области, Ленинградской области и в Республике Саха/Якутия.

А с 2016 года технология пылеподавления на основе продуктов ООО «МивасТх» успешно применяется на внутрипромысловых дорогах нефтедобывающего месторождения Тенгиз в Западном Казахстане. Данный проект является хорошим образцом эффективности решений ООО «МивасТх».

Таким образом, как в чистом виде, так и с добавлением антикоррозионных добавок, позволяют эффективно решать проблемы, возникающие при добыче и транспортировке угля, такие как смерзание, примерзание к стенкам вагонов и пыление.